Текстовый редактор, табличный редактор, редактор презентаций, коммуникационное программное обеспечение файлового менеджера, органайзер, средства просмотра или офисный пакет на основе отечественного ПО (МойОфис).
Коротко о главном
Для начала немного о самом продукте. МойОфис — это экосистема приложений и сервисов, которая работает на любых современных платформах, включая мобильные, а также через веб-интерфейс. В основу продукта положена уникальная технология для совместной работы с документами. Компанией «Новые Облачные Технологии» выпускаются средства для работы с электронной почтой, календарём, контактами, почтовый и облачный серверы, а также собственный мессенджер и бесплатный набор шрифтов. Разные наборы приложений формируют отдельные коммерческие продукты компании.
Приложения МойОфис разрабатываются для всех популярных операционных систем, в том числе — российских. Помимо всех современных вариантов Windows и Linux, этот софт работает даже на операционной системе МСВС. На той самой, которой комплектуются компьютеры с процессорами МЦСТ «Эльбрус». Мобильные версии выпускаются под Android, iOS, Tizen, «Аврора» (Sailfish). Последняя, к слову, разрабатывается структурами «Ростелекома» специально для госсектора. Версия для Mac OS X официально ещё не представлена, но она существует и в настоящее время проходит тестирование внутри компании. Облако оптимизировано для работы с любыми современными браузерами, в том числе с отечественными «Яндекс.Браузер» и «Спутник».
МойОфис — российский продукт, который создают почти 400 человек в Москве, Санкт-Петербурге и Иннополисе. Он включён в реестр отечественного ПО и рекомендован для закупки российскими компаниями и госструктурами.
Существует мнение, что МойОфис полностью построен на базе исходников Open Source и является калькой существующих на рынке продуктов. Это далеко не так. Ядро, интерфейс и значительная часть кода платформы написаны с нуля, полностью силами специалистов компании «Новые Облачные Технологии». Исключение составляют лишь почтовый клиент для настольных компьютеров, в котором использованы компоненты проекта Mozilla Thunderbird, и редактор презентаций для десктопов (построен на основе LibreOffice). Также в продукте задействованы некоторые свободно распространяемые библиотеки. В основном это сервисные модули, которые обеспечивают поддержку тех или иных популярных технологий или протоколов.
Такой комбинированный подход к созданию софта (написание программного кода «с чистого листа» и доработка заимствованного кода с полными правами на его использование, модификацию и распространение) является нормальной мировой практикой. Что важно — компания стремится применять только пермиссивные лицензии. Только почтовый клиент и программа для создания презентаций издаются под лицензией Mozilla Public License v.2. Насколько нам известно, компания планирует уйти от их использования и сейчас создаёт полностью свои продукты такого класса.
Всё включено
В составе МойОфис представлен полный набор приложений для работы с документами, почтой, календарями и контактами на компьютерах, мобильных устройствах и в веб-браузерах. Приложения для смартфонов распространяются бесплатно, они доступны всем пользователям. Остальные продукты из состава МойОфис пока предлагаются только для корпоративных заказчиков. Перечислим ключевые компоненты платформы.
«МойОфис Текст» — редактор для работы с текстовыми документами любого уровня сложности. Позволяет создавать документы с использованием шаблонов, стилей и средств форматирования текста.
«МойОфис Таблица» — редактор электронных таблиц. Поддерживает расширенный набор формул (более 150 математических, статистических, логических функций), а также включает средства для обработки и визуализации данных с помощью графиков и диаграмм.
«МойОфис Презентация» — приложение для просмотра файлов презентаций.
«МойОфис Почта» — приложение для организации и ведения переписки по электронной почте. Продукт состоит из почтового сервера, а также из нескольких клиентских приложений: программ для ПК, веб-почты и приложений для смартфонов. В настоящий момент почтовые клиенты для Windows и Linux разработаны на базе Thunderbird, они содержат средства автоматической аутентификации в Active Directory и поддерживают шифрование и электронную подпись сообщений с использованием алгоритмов ГОСТ.
«МойОфис Календарь» — приложение для составления расписания встреч и планирования рабочих процессов. Работать с календарём можно как через веб-интерфейс, так и с помощью почтовых клиентов для ПК. На смартфонах подключение календаря осуществляется с помощью любых приложений с поддержкой стандартного протокола CalDAV.
«МойОфис Контакты» — приложение для хранения и синхронизации адресной книги пользователя и управления ею.
«МойОфис Логос» — мессенджер для быстрого обмена сообщениями, документами и файлами внутри организации.
«МойОфис Документы» — веб-приложение для совместной работы с документами и файлами. Предоставляет доступ к веб-версиям приложений офисной платформы, списку файлов, настройкам прав доступа. Доступен в редакциях «МойОфис Профессиональный» и «МойОфис Частное Облако».
Платформа МойОфис также включает следующие серверные компоненты:
- систему хранения данных — обеспечивает безопасное хранение документов и файлов и обмен ими между сотрудниками;
- комплекс средств защиты — гарантирует защиту информации от несанкционированного доступа;
- сервер редактирования и совместной работы — позволяет работать над документами нескольким сотрудникам одновременно;
- почтовый сервер «МойОфис Почта»;
- инструменты администрирования;
- информационно-коммуникационный сервис — мессенджер «Логос».
Приложения «МойОфис» поддерживают популярные форматы документов и оснащены функциями экспорта файлов в формат PDF. Возможна работа по защищённому протоколу WebDAV и интеграция с Microsoft Active Directory.
Технические особенности
Первое, на что обращаешь внимание в МойОфис, — единообразный интерфейс, функциональные элементы которого всегда отображаются одинаково на любых устройствах. Вне зависимости от типа оборудования и используемых операционных систем, МойОфис предоставляет пользователю единое рабочее окружение с привычными элементами управления. Пользовательский интерфейс и возможности приложений повторяют друг друга на всех платформах — это прекрасно видно на приведённых ниже скриншотах продукта.
Вторая «фишка» — единое кросс-платформенное ядро редакторов. Особенности архитектуры продукта таковы, что МойОфис можно с минимальными усилиями адаптировать под любые аппаратные и программные платформы. Этим, собственно, и объясняется внушительное число поддерживаемых систем.
Благодаря единому ядру приложения МойОфис идентично отображают документы на любых устройствах и поддерживают все возможности совместной работы. Присоединиться к коллективной работе можно с любого устройства из любого уголка мира, где есть доступ к глобальной сети. Платформа позволяет хранить созданные документы в едином облачном архиве, обмениваться рабочими файлами через корпоративную почту и систему мгновенных сообщений, а также настраивать права доступа к данным.
Отдельная тема для разговора — информационная безопасность. Продукты МойОфис изначально спроектированы для работы в корпоративной среде с повышенными требованиями по IT-безопасности. Они проходят внешний аудит системы, который проводят независимые испытательные лаборатории. Эти процедуры помогли разработчику пройти сертификацию ФСТЭК и ФСБ России. Причём МойОфис стал первым в России продуктом, который смог сертифицировать во ФСТЭК облачное решение целиком. До этого такого не удалось сделать ни одному другому продукту — некоторым производителям удавалось лишь сертифицировать наложенные на облачное решение средства защиты.
Платформа позволяет управлять доступом к данным, ведёт учёт операций пользователей, поддерживает средства усиленной аутентификации и шифрование передаваемых по сети данных. Архитектура программного комплекса спроектирована и реализована таким образом, что отсутствует единая точка отказа, при этом в части хранения данных предусмотрено трёхкратное резервирование. Немаловажной является возможность развернуть серверную часть решения как в публичной cloud-среде, так и в частном облаке организации. Это обеспечивает предприятиям полный контроль над хранимой там информацией и даёт возможность работы с облачным сервисом при соблюдении российского законодательства. Как следствие, решение может быть востребовано в органах государственной власти, министерствах и ведомствах, госкорпорациях, а также на стратегических предприятиях, которые работают с конфиденциальной информацией и персональными данными.
Внимание к мелочам
Интересным решением в МойОфис является система контекстных вкладок, которые автоматически появляются в интерфейсе при выполнении пользователем тех или иных действий. Так, по умолчанию текстовый редактор открывается с одной вкладкой «Текст». Но как только пользователь начинает работать с изображениями или таблицами, а также включает режим правки, в редакторе открываются вкладки «Изображение», «Таблица» или «Рецензирование». Такая логика работы вкладок — предоставление инструментов там, где они нужны и в момент, когда они нужны, — существенно упрощает работу с документами.
Отдельного упоминания заслуживает функция «Расширенный буфер обмена», с помощью которой можно вставлять повторяющиеся элементы текста, не возвращаясь к ним. Данная функция будет особенно полезна тем, кто часто работает с однотипными текстами, например с закупочной документацией или приказами и постановлениями, где многократно нужно ссылаться на вышестоящие документы со сложными, громоздкими наименованиями. Пригодится она и в случае, если часто приходится копировать/вводить повторяющиеся данные. Достаточно комбинацией клавиш «Shift+Ctrl+Z» вызвать меню буфера обмена и выбрать необходимый элемент текста. Одновременно в буфер можно поместить до 10 текстовых блоков.
Для повышения удобства работы с табличным редактором в нём предусмотрена специальная активная область с определенным количеством строк. Иными словами, в МойОфис нет «бесконечных» таблиц с миллионами пустых строк. Такой подход позволил увеличить производительность редактора, не накладывая никаких ограничений на количество обрабатываемых данных: в любой момент пользователь может добавить необходимое количество строк и увеличить размер «рабочей области».
Интересными особенностями редактора таблиц являются возможность одновременного закрепления строк и столбцов (может быть очень полезной при работе с огромными документами) и плавающее окно ввода формул (когда крутишь таблицу, всегда видно клетку, в которую вводишь формулу прямо на листе).
МойОфис поддерживает макрокоманды (макросы) на языке программирования Lua, благодаря которым можно автоматизировать выполнение типичных операций в документах любого объёма. А чтобы пользователь меньше отвлекался от работы, в веб-редакторах предусмотрена функция автоматического сохранения всех изменений.
Обновление МойОфис
Ежегодно компания «Новые Облачные Технологии» выпускает несколько крупных обновлений для МойОфис. В октябре 2019 года вышел релиз 2019.02, он стал вторым в этом году (первый был представлен 21 мая) и включил 167 важных функциональных изменений.
С выпуском пакета обновлений МойОфис получил:
- расширенный комплект средств для разработчиков «МойОфис SDK», при помощи которого производители ПО могут интегрировать офисную платформу в свои продукты. Сторонним разработчикам стали доступны новые функции для работы с текстом и таблицами: средства вызова операций с закладками, поиск, вставка и удаление данных из документов, возможность изменения параметров ячеек и обновлённый модуль экспорта в PDF-A1;
- функцию создания кириллических списков, которая широко востребована в документообороте государственных организаций и ведомств;
- новые инструменты визуализации данных и работы с диаграммами в редакторах текста и таблиц на всех платформах;
- новые шрифты PT Astra Sans, PT Astra Serif; кстати, у компании есть набор из 11 бесплатных альтернативных шрифтов, которые можно скачать с сайта fonts.myoffice.ru;
- расширенные функции печати;
- новые инструменты в приложении для работы с электронной почтой, включающие отзыв писем, модернизированную индикацию ответов на события в календаре, поддержку пользовательских аватаров и расширенные функции поиска;
- доработанные средства IT-администрирования, управления пользователями и настройками платформы.
С полным списком внесённых в продукт изменений можно ознакомиться на сайте технической поддержки myoffice.ru/support в разделе «Документация».
Варианты поставки и стоимость
Пакет офисных приложений МойОфис поставляется на рынок в редакциях «Стандартный», «Профессиональный», «Почта», «Частное облако», «Защищённое облако» (имеет сертификат соответствия требованиям ФСТЭК России) и «Образование». Все они разнятся набором включённых приложений и доступны только корпоративным заказчикам.
Продукты МойОфис можно приобрести исключительно через партнёрскую сеть, насчитывающую более 1300 IT-компаний, ресейлеров, системных интеграторов и сервис-провайдеров на всей территории России. Подробнее об этом можно узнать на сайте разработчика — myoffice.ru/buy.
Для частных пользователей доступны только мобильные версии приложений «МойОфис Документы» и «МойОфис Почта», которые можно бесплатно скачать в Google Play и App Store. В перспективе компания обещает выложить в открытый доступ для широкой аудитории свои десктопные редакторы текста и таблиц, которые, скорее всего, тоже будут бесплатными.
В среднем цена на продукты МойОфис более чем в два раза ниже стоимости аналогичного иностранного ПО. Так, например, комплектация одной лицензии МойОфис Профессиональный соответствует четырём продуктам от Microsoft (Microsoft Office Стандартный, Microsoft Exchange CAL, Microsoft SharePoint CAL и Windows CAL), сумма стоимости которых значительно превышает стоимость решения МойОфис. Для образовательных учреждений предлагается редакция «МойОфис Образование»: вузы могут получить её со скидкой 93%, а школы — и вовсе бесплатно.
Стоимость внедрения продуктов МойОфис определяется партнёром и зависит от потребностей заказчика. Конечная стоимость решения определяется несколькими факторами, такими как тип лицензий, срок их действия, наличие сертификатов ФСТЭК России, объём технической поддержки, а также работами по интеграции и развёртыванию платформы в информационных системах заказчика.
В качестве заключения
Появление российского разработчика офисного ПО можно назвать знаковым событием для отечественной IT-индустрии, взявшей курс на импортозамещение высокотехнологичной продукции. Компании «Новые Облачные Технологии» удалось сделать и вывести на рынок крепкий продукт, который позволяет решать повседневные задачи любых коммерческих и государственных организаций. И сделано это было всего за шесть лет силами нескольких сотен разработчиков. Для сравнения: в разработке Microsoft Office задействованы 10 тысяч программистов, а на выпуск первой версии офиса редмондскому гиганту потребовалось почти 15 лет.
Создание подобного рода софта — это непростая задача, требующая и специфических знаний, и опыта. Таких команд разработчиков во всем мире не так много. И нужно иметь определенную смелость и видение, чтобы бросить вызов мировым гигантам в сфере офисного ПО.
Да, на первых этапах своего развития МойОфис представлял собой откровенно сырой и спорный продукт. Но за последние несколько лет проект офисной платформы эволюционировал, совершил большой шаг вперёд и уже способен конкурировать с иностранными аналогами. В планах разработчика помимо дальнейшего развития продуктов: развитие партнёрской сети, расширение взаимодействия с крупными корпоративными и государственными заказчиками, выход на международный рынок, работа со средним и малым бизнесом, частными пользователями, которым новый продукт определённо должен прийтись по вкусу.