Информационная статья для педагогов и родителей на тему: «Противодействие идеологии, экстремизма и терроризма в образовательной среде»
14 января 2021 г.
В современной науке нет однозначного определения понятия «экстремизм» как такового, единое отношение отсутствует и в мировой юридической практике. Этимологически происходит от лат. «крайний» и может быть интерпретировано как приверженность крайним взглядам и мерам.
Экстремизм (от латинского extremus – крайний) – это теория и практика достижения социально-политических, религиозных, национальных целей посредством «крайних», запрещённых способов. Под этими способами понимается недозволенное законом применение силы, насилие, посягательство на права и свободы человека и гражданина. Экстремизм — это приверженность отдельных людей или групп к крайним взглядам и поступкам, которые подспудно или непосредственно направлены против законных политических прав и свобод граждан, являются угрозой для гражданского мира, национального согласия и духовной, религиозной терпимости в обществе и государстве. Экстремистские взгляды и действия — это прямой путь к нарушению закона.
На первый взгляд может показаться, что проблема экстремизма далеко не самая важная, так как количество зарегистрированных преступлений экстремистской направленности ничтожно мало по сравнению с преступлениями иных видов. Но эти преступления носят системный характер, так как посягают на мир и согласие между различными национальными, религиозными и социальными группами российского общества, на политическую и правовую стабильность. Именно в этом заключается главная опасность экстремизма для нашего общества.
Экстремизм многообразен, также разнообразны порождающие его мотивы. Основными мотивами являются материальный, идеологический, желания преобразования и неудовлетворённости реальной ситуацией, власти над людьми, интереса к новому виду активной деятельности, товарищеский, самоутверждения, молодёжной романтики, героизма, игровой, привлекательности смертельной опасности.
Мотивация правонарушителей существенно отличается от мотивации законопослушных граждан. Мотивацию преступного поведения в экстремистских организациях разделяют на личную и групповую. Нахождение в группе способствует возникновению определённых мотивов поведения, постановке новых целей и уходу от старых. При формировании мотивов и целей экстремистской активности в группе, как правило, происходит обмен мнениями, знаниями, опытом, а также взаимное убеждение и внушение, ускоряющее решимость совершить преступление.
Основное определение экстремизма в РФ дано в федеральном законе № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года.
Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде.
Во-первых, экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее.
Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.
В-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.
В-четвертых, данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности.
В-пятых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.
К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:
-это большое имущественное расслоение населения оно приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями;
-это нарастание социальной напряженности;
-это снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что приводит к утрате нравственных ценностей;
-это бездуховность отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины).
Терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами власти, связанные с устрашением населения и иными формами противоправных насильственных действий.
Терроризм относится к числу общемировых социальных проблем и является жестокой, труднопредсказуемой чрезвычайной ситуацией социального характера. (Социальный — относящийся к обществу, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе.)
Терроризм проявляется в различных формах: от угроз по телефону до взрывов в воздухе авиалайнеров с пассажирами на борту. Он влечёт разрушение материальных и духовных ценностей, сеет вражду между государствами, провоцирует войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами. Терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьёзных угроз миру и безопасности. Мировым сообществом признано, что любые акты терроризма являются преступлениями, не имеющими оправдания. Название это произошло от латинского слова «террор», которое означает «страх, ужас».
В настоящее время мировое сообщество имеет дело не с одним, а со многими видами терроризма. Следует запомнить, что все виды терроризма носят политический характер. В мире не существует единой общепринятой классификации террористической деятельности. Приведём её условные разновидности по характеру общественного проявления и формам технического осуществления.
Политический терроризм выступает против социально-политической системы государства в целом или отдельных сторон его деятельности либо конкретных политических личностей и неугодных террористам государственных служащих. Политический терроризм, как правило, имеет целью завоевание политической власти в стране и направлен против государственного устройства, существующего в данный момент в стране.
Политический терроризм может существовать только при опоре на минимальную поддержку и сочувствие со стороны общественного мнения. В условиях неприятия обществом методов и лозунгов политического терроризма он обречён на поражение.
Терроризм, использующий религиозные мотивы, проявляется в крайней нетерпимости и насилии, в том числе, вооружённом, между представителями различных религиозных взглядов и вероисповеданий. Зачастую используется в политических целях, в борьбе религиозных экстремистов против светского государства или за утверждение власти представителей одного из вероучений. Некоторые экстремисты ставят своей целью террористическим путём добиться создания отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами одной, общей для всего населения религии.
Националистический терроризм основывается на межнациональных конфликтах, является эффективным способом дестабилизации обстановки в ряде регионов страны, характеризуется террористическими действиями группировок, которые стремятся добиться независимости от государства либо обеспечить превосходство одной нации над другой. Часто националисты стремятся к нарушению территориальной целостности страны с целью создания своего государства.
Угроза совершения теракта сегодня существует практически для каждого жителя нашей планеты, абсолютной гарантии безопасности нет ни для кого. Антитеррористическая защищённость образовательных учреждений приобретает особую значимость, поскольку от этого зависят жизни наших детей. Необходимо вести активную работу по созданию специального комплекса мер, направленных на антитеррористическую защищённость учреждения. Важны такие меры: стабильно действующая профилактическая работа, направленная на усиление внимания персонала к проблеме терроризма; формирование навыков оперативной и своевременной реакции на угрозу терроризма. Концептуальной основой антитеррористической защищенности является: организация безопасности в образовательном учреждении, обеспечивающая возможность заранее исключить или уменьшить риск возможных неблагоприятных происшествий в воспитательно-образовательном процессе. Для устранения и личных, и внешних причин возникновения опасных ситуаций необходимо осуществлять комплексный системный подход c участием всех субъектов безопасности: воспитанников, педагогов, родителей.
Система антитеррористической безопасности состоит из взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет свою функцию:
1. Субъекты обеспечения безопасности: руководство, персонал учреждения, правоохранительные органы.
2. Правовые и организационные документы пo безопасности: комплект действующих нормативных актов по обеспечению антитеррористической защищенности; комплект внутренних приказов («Об организации работы по противодействию терроризму и экстремизму», «О принятии дополнительных мер по обеспечению безопасного функционирования», «Об обеспечении безопасности, сохранности материальных ценностей, усилении антитеррористической деятельности и противопожарных мероприятий в период праздничных и выходных дней», «Об обеспечении комплексной безопасности и охраны труда», «Об усилении мер по обеспечению безопасности»); комплект документов по обеспечению безопасности (обязанности должностных лиц, правила внутреннего распорядка, инструкции планы и схемы); номенклатура дел по направлениям безопасности, планы, тренировки. В учреждении разрабатывается и согласовывается с УВД паспорт безопасности антитеррористической защищенности, план мероприятий по предупреждению терактов.
3. Физическая защита здания: освещение здания и территории; ограждение, замки.
4. Охрана: вахтеры, сторожа, дежурные администраторы; организация оперативного информирования руководителей и охранных предприятий о фактах, представляющих опасность. В целях обеспечения безопасности в учреждении осуществляется круглосуточный контроль за помещениями и территорией. В рамках антитеррористической защиты организуется пропускной режим с ведением журнала посещений образовательного учреждения посторонними лицами; осуществляется ежедневный обход и проверка помещений со стороны лиц, назначенных ответственными за безопасность учреждений, на предмет обнаружения посторонних предметов. Ежедневно осматриваются подвальные помещения по предотвращению проникновения посторонних лиц.
5. Технические средства охраны и безопасности: кнопка «Тревожной сигнализации» (экстренный вызов наряда полиции); автоматическая система пожарной сигнализации; по периметру и внутри здания устанавливается система видеонаблюдения; обеспечивается учреждение средствами пожаротушения.
6. Воспитательная работа c дошкольниками: развитие компетентности, обучение умениям действовать в условиях ЧС; образовательная деятельность по основам безопасности жизнедеятельности: «Действия при возникновении пожара»; проведение специальных занятий и тренировок по освоению навыков действий в ЧС; проведение досугов: кукольный театр «Кошкин дом», музыкально-спортивное развлечение «Школа безопасности»; бесед по ОБЖ «Если ты попал в беду», «Предметы, требующие осторожного обращения»; обыгрывание ситуаций «Как себя вести, если...»; сюжетно- ролевые игры «Я — один дома» ; просмотр мультфильмов серии «Уроки осторожности».
7. Работа с родителями: организация общих собраний родителей по вопросам обеспечения безопасности, совершенствования и содержания охраны, антитеррористической защищенности учреждения, воспитания бдительности, ответственности за личную и коллективную безопасность у детей (Тематика: «Общие правила безопасности. Как повысить личную безопасность», «Как вести себя при обнаружении подозрительных предметов, которые могут оказаться взрывными устройствами», «Семейный план АТЗ», «Меры предосторожности от возможных террористических проявлений на транспорте»); беседы «Взрослые — пример для детей в поведении при возникновении ЧС»; консультации «Воспитание навыков безопасного поведения у дошкольников»; оформление консультационного материала для родителей (папки — передвижки «Безопасность в Вашем доме»); организация участия родителей в обеспечении безопасности и оказании помощи учреждению.
8. Персонал учреждения: подготовка работников к действиям по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и противодействию экстремизму осуществляется путём изучения и отработки действий, предусмотренных в инструкции по противодействию терактам; проведение встреч работающего состава c представителями правоохранительных органов по вопросам безопасности учреждения. В ходе тренировочных мероприятий отрабатывается порядок действий в условиях возникновения угрозы террористического акта.
9. Методические документы по безопасности: методические рекомендации по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности должностным лицам, педагогическим работникам, охране; памятки, буклеты и рекомендации для детей, персонала и родителей. Обязательное постоянное наличие наглядной информации, относящейся к антитеррористической безопасности.
10. Медицинское и психологическое обеспечение безопасности, охраны труда и здоровьесберегающих технологий в учреждении; методики психологической подготовки к действиям в условиях ЧС; методики психологической реабилитации; тренинги, ролевые игры по этикету и культуре поведения как факторам безопасности.
11. Организация взаимодействия c органами безопасности (МВД, ГУ МЧС, ГИБДД): согласование мер по проверке зданий и территории учреждения на предмет их взрывобезопасности; обмен информацией; совместная разработка и согласование планов по обеспечению безопасности. Интеграция всех элементов системы безопасности учреждения обеспечивает эффективность решения проблем данного направления. Только упорядоченность и согласованность всех элементов дают требуемое качество и эффективность системы безопасности учреждения. Реализация системы антитеррористической безопасности способствует повышению качества деятельности учреждения в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности воспитанников и сотрудников.