В настоящее время мы наблюдаем изменения политической и социально-экономической ситуации, которые оказывают негативное влияние на подрастающее поколение.
Исследования в данной сфере показали, что увеличилось число разнообразных асоциальных проявления среди подрастающего поколения. Следует отметить, что в некоторых регионах размеры и число детей с проявлениями девиантного поведения приобретают черты социальной катастрофы. Более того, если раньше эти проблемы были только прерогативой несовершеннолетних и детей и неблагополучных семей, то в настоящее время эта проблема захлестнула семьи среднего достатка. Многие младшие школьники чаще стали проявлять жестокость и агрессивность по отношению к своим одноклассникам. Следовательно, необходимым представляется ответственное отношение к организации профилактической работы асоциального поведения младших школьников, а частности, активное вовлечение семьи в процесс профилактики.
Итак, девиантное поведение - поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний.
Виды асоциального поведения
- алкоголизм
- наркомания
- курение
- суицид
- противоправные деяния
- побеги из дома, бродяжничество
Следует отметить, что современная действительность изобилует девиантными, не согласующимися с требованиями общества и моральными ценностями и нормами, поведением взрослых, уже состоявшихся людей. Перед глазами многих детей постоянно такие «образцы» поведения - поведение взрослых. Ребенок невольно впитывает эти «образцы», считая , что это нормально, правильно. Многие дети, как показала практика, не понимают, почему учитель требует от них спокойного, вежливого поведения по отношению к себе, одноклассникам и вообще взрослым. Именно поэтому очень сложно бывает откорректировать асоциальное поведение, казалось бы, еще совсем маленьких индивидов.
Существуют разные точки зрения на то, как и в какой семье чаще вырастают дети, склонные к девиации. Больше шансов имеют конфликтные, аморальные, педагогически некомпетентные, асоциальные и семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю.
Однако, есть благополучные семьи, где отсутствуют эмоциональные контакты родителей между собой и, как следствие, безразличие к эмоциональным потребностям детей. Именно в этот момент ребенок пытается найти «заменитель», найти значимые и необходимые для него эмоциональные связи, но уже во внешнем мире. Там ребенку часто прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.
Следует отметить, что психологическая жестокость часто оказывается не менее вредной, чем физическая. При этом происходит нарушение структуры личности, чреватое асоциальным поведением в последующей самостоятельной жизни.
Безусловно, взаимоотношения матери и ребенка с первых дней его жизни существенным образом влияет на будущий характер ребенка. Часто эти взаимоотношения носят судьбоносный характер для дальнейшей жизни ребенка.
Особенно опасны авторитарность, жестокость, чрезмерное доминирование матери. Если у ребенка слабы тип нервной системы, это может привести к нервно-психическим заболеваниям, если сильный - к тяжким невосполнимым дефектам эмоциональной сферы, чувственной невосприимчивости детей, отсутствию эмпатии, проявлениями агрессивности, совершению правонарушений.
Фактором, влияющим на асоциальное поведение ребенка, является система наказаний и поощрений, практикуемая в семье. Здесь нужны особенная осторожность, осмотрительность, чувство меры, интуиция. Как чрезмерная любовь, так и жестокость родителей одинаково опасны в воспитании ребенка.
Очень часто даже в благополучных семьях может наблюдаться серьезные нарушения во взаимоотношении друг с другом и с детьми в частности. Таким образом, эти семьи можно охарактеризовать как неблагополучные. Как следствие - страдает не только ребенок, но и все общество в целом, т.е. первоначально личностная внутрисемейная проблема трансформируется в социальную.
Немаловажной проблемой в семейном воспитании является отчуждение между родителями и ребенком, которое приводит к тому, что ребенок, будучи безнадзорным, уходит на улицу, подвержен влиянию таких же сверстников. Так происходит и при сверхзанятости родителей, когда на ребенка и его воспитание просто не хватает времени.
В некоторых семьях наблюдается неприятие ребенка, его явное или скрытое эмоциональное отторжение родителями.
Чрезмерность опеки, эффективность родителей, как и их тревожность и страх за детей, мешают их жизнерадостности и оптимизму, заражают детей таким же беспокойством и приводят к расстройствам нервной системы.
Таким образом, во всей совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие, определяющими являются нарушения в межличностных отношениях. Другими словами, патогенными факторами чаще выступают не состав и структура семьи, не уровень ее материального благополучия, а семейный психологический климат.
Таким образом, процесс социализации ребенка длится на протяжении всей его жизни, но основы закладываются в семье, поскольку именно там проходит первичная социализация. И именно от того, какие социальные роли усвоит ребенок в семье, будет во многом зависеть, какой личностью он станет. Поскольку семья - это социальный институт, в рамках которого действует совокупность норма, правил поведения, усваиваемые ребенком.