Муниципальное учреждение дополнительного образования
Центр досуга детей и молодежи

301608 Тульская область, Узловский район,
г. Узловая, улица Горняцкая, дом 15
Телефон:
8 (48731) 6-25-04 
Режим работы:
пн-пт с 9:00 до 18:00

Версия для слабовидящих
 

ВСЕОБУЧ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СЕМЬЕ

25 февраля 2019 г.

Сегодня мы часто слышим с телеэкранов, от ведущих политиков слово "толерантность". Может быть, это понятие пока еще не вошло прочно в нашу жизнь, но будет очень хорошо, если толерантное отношение к другим станет такой же естественной потребностью современного человека, как общение. И поэтому мы с вами попытаемся разобраться в содержании нового для нас понятия и убедиться в том, что родители одними из первых должны развивать в себе толерантное отношение к другим и прививать это качество своим детям.

Толерантность (от латинского слова « терпимость») – это отношение к другим людям как к равным себе. Это уважительное отношение к людям вне зависимости от их национальной принадлежности, от языка, от религиозных верований, от цвета кожи и волос. В общественной жизни и политике толерантность – это терпимость к иному мнению, иным взглядам на жизнь. Это уважение права каждого на собственное мнение (напомню знаменитое изречение Вольтера: «Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение», – афоризм, в котором выражена классическая теория толерантности.). На сегодняшний день толерантность рассматривается наряду с такими понятиями как признание, принятие, понимание. Признание – это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие – это положительное отношение к таким отличиям. Понимание – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его. Чаще всего мы слышим о необходимости развивать толерантность в связи с участившимися националистическими проявлениями. Все мы помним о вопиющих случаях избиений и даже убийств в нашем городе иностранных студентов и «гастарбайтеров», торговцев с рынков; у многих из нас неоднозначное отношение к беженцам, вынужденным переселенцам, людям «кавказской национальности» или другой расы. Но в обыденной жизни нам не хватает толерантности и по отношению к престарелым людям, инвалидам, людям с физическими недостатками, подросткам с их сленгом, манерой одеваться и т.д. Здесь толерантность – это предупредительность, готовность к общению, к взаимопомощи, терпимость и снисходительность к человеческим слабостям, особенностям или даже странностям других людей.

Давайте проведем небольшой тест, чтобы проверить, насколько терпимы вы сами. Допустим, вам предстоит ехать несколько суток в купе поезда. Я предложу вам список персонажей, из которых нужно выбрать троих попутчиков. Кто же останется за пределами вашего выборы и почему? Итак, список следующий: 1. Цыганка 2. Чернокожий студент 3. Женщина с маленьким ребенком 4. Священник в рясе 5. Кавказец-мусульманин 6. Инвалид-колясочник 7. Китаец 8. Очень пожилая женщина 9. Милиционер 10. ВИЧ-инфицированный человек 11. Скинхед 12. «Свидетельница Иеговы» 13. Подросток, похожий на наркомана 14. Человек из деревни с большим мешком 15. Явный гомосексуалист 16. Бывший заключенный Анализируя свой выбор, давайте задумаемся, чтó в большей степени нами руководит – собственный опыт или стереотипы, предубеждения? Попробуем ответить на следующие вопросы: 1. Каковы причины нежелания ехать с человеком в одном купе? Когда нами руководит страх, когда - брезгливость, когда - неприязнь? Насколько они в каждом случае обоснованы? 2. Может ли кто-нибудь не захотеть ехать в одном купе с вами? А если дело происходит в другой стране? 3. Виноваты ли те, с кем мы не хотим ехать? 4. Что они почувствуют, если увидят наше недовольство? 5. Как лучше всего поступать в таких случаях?

Толерантность — это не единомыслие, не всеобщее согласие. Нельзя заставить людей мыслить одинаково, верить одинаково, работать одинаково, отдыхать одинаково. Общее согласие должно быть в одном — в том, что мы все должны уважать друг друга. Это так же необходимо в гражданском обществе, как и всеобщее уважительное отношение к закону. Другими словами, толерантность — это следование «золотому правилу»: относись к другим людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Желая себе только хорошего, надо желать хорошего другим. Однако в мире существуют группы людей, которые, с одной стороны, отражают многообразие жизни, но, с другой стороны, нередко воспринимаются обществом как антисоциальные явления. Преступники, наркоманы, представители сексуальных меньшинств - все эти люди, несомненно, являются "иными" в нашем обществе. Как относиться к ним? Должна ли толерантность быть безграничной, а мы - терпимыми и снисходительными в таких случаях? В связи с этим возможна еще одна позиция. Можно жить, как бы не замечая этих фактов, равнодушно проходя мимо них. Будет ли подобное отношение толерантным? Или толерантным будет активное противодействие их распространению? Таким образом, проблема границ толерантности - это еще и вопрос о границах между толерантностью и безразличием, равнодушием. Поэтому нельзя не сказать об этических, ценностных границах толерантности, требующих четкой нравственной позиции в процессе воспитания этого качества у детей. Имеются в виду границы, за пределами которых находится то, что требует нетерпимости, что должно быть неприемлемо, с чем нельзя равнодушно сосуществовать: предательство, преступление, терроризм... Толерантность - не равнодушие, а труд души! Она должна подвигнуть растущего человека на действенное неприятие, доступную возрасту и статусу реальную борьбу с тем, что антигуманно, а потому неприемлемо - будь то разрушение природы или издевательство над слабым, неуважение старости или национальная вражда... Борьба со злом всегда есть утверждение добра, и такое утверждение неизменно выступает одним из подлинных и значимых результатов толерантности.

Часто говорят, что в нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувство недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, т.е. мире без насилия и жестокости, мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но просто разбрасываться красивыми словами, конечно, недостаточно. Толерантность нужно воспитывать. Когда мы говорим о толерантности применительно к семье, то выделяем два аспекта: 1. Воспитание толерантности у ребенка по отношению к окружающим; 2. Проявление в семье толерантности к самому ребенку. Воспитание в духе толерантности требует развивать такие ее составляющие, как эмпатия, доверие, сочувствие, сопереживание, понимание сути "инакости", отличности от других. Мы должны начать с воспитания в ребенке такта по отношению к ближайшему окружению (собственной бабушке, соседям, одноклассникам и т.д.). Школьникам, обладающим разными характерами, темпераментами, представлениями, ожиданиями, манерой поведения, нужен опыт принимать (а то и терпеть!), скажем, школьные порядки, классного руководителя, того или иного учителя, кого-то в классе... Безусловно должны осуждаться использование обидных кличек (в частности, с национальным оттенком), обзывание, поиск «козла отпущения», драки со сверстниками как способ решения проблем. Часто между детьми и родителями возникают конфликты по поводу того, что взрослые никак не хотят признать за ребенком право на свободу в действиях и поступках, право на то, чтобы быть самим собой, отличаться от родителей. Они не хотят принимать своего ребенка таким, каков он есть, не разделяют его взглядов и ценностей той молодежной субкультуры, в которую ребенок включен. Особенно это касается подростков с их возрастными особенностями, такими как: 1. стремление вырваться из-под контроля взрослых, 2. критичность по отношению к словам и поступкам взрослых; 3. повышенная потребность в общении со сверстниками; 4. пристальное внимание к собственной внешности. Беспомощность взрослых при столкновении с подростковыми проблемами (сын или дочь перестали учиться, дерзят, пропадают в какой-то компании, бог знает как одеваются...) приводит к конфликтам, которые влекут за собой нарушение детско-родительских отношений. В результате длительно существующего конфликта в семье происходит разобщение близких людей, потеря контакта, утрачивается способность к совместной деятельности, в частности, способность совместно решать возникающие вопросы. С чего же начинать воспитание толерантности в семье? Наверное, с себя. Воспитывать в себе воспитателя – это задача, которая для каждого из нас не перестанет быть актуальной. Каждый человек хочет видеть своего ребенка благополучным и успешным, комфортно чувствующим себя в социальной реальности, и, конечно, каждый хочет, чтобы его ребенка не коснулись проблемы асоциального поведения, наркомании, алкоголизма и так далее; но часто родители забывают основную аксиому педагогики, которую сформулировал еще К.Д.Ушинский и которая заключается в том, что личность формируется личностью, а характер – характером.

Сегодняшний мир слишком часто демонстрирует нетерпимость и жестокость. Система ценностей размыта, по телевизору идет пропаганда криминальных видов деятельности, красивой жизни и нетрудовых денег, образа бандита-романтика (например, фильмы "Брат", "Бригада" и др.). Есть подростки, которые из чувства социального протеста или в поисках смысла жизни попадают в экстремистские молодежные организации (скинхеды) или тоталитарные секты. И вот здесь важно, какие ценности сумеют противопоставить всему этому родители, насколько убедительны они будут в оценке различных сторон жизни, какую позицию они занимают, каков их опыт противостояния трудностям. Есть данные исследований, которые убеждают, что 98 % детей в благополучных семьях (было опрошено 300 семей) не проявляют резких изменений поведения, не совершают асоциальных поступков в ответ на негативную информацию, идущую с экранов телевизоров, видеокассет, страниц журналов и газет. Интересующие вопросы и возникающие проблемы эти дети решают в семье или совместно с родителями находят выход из складывающейся ситуации. На вопрос: “К кому ты в первую очередь обратишься за помощью?” у данной категории детей 83% ответов: “К родителям”. «Почему именно к родителям?» - на такой вопрос дети отвечают: «Родители поймут, помогут, не будут морализировать, подскажут, как правильно поступить, и т.д.». Таким образом, с уверенностью можно сказать, что между детьми и родителями в таких семьях сложились толерантные взаимоотношения. Современные дети довольно-таки рано активно включаются во взрослую жизнь, осваивают различные социальные роли. И их глобальная жизненная ориентация зависит от того, как они будут относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия — это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в семье духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности будет значимым вкладом семейного воспитания в общественную жизнь.

Наверх